Самый больной джазом человек в мире
Замечательный, выдающийся музыкант, сыгравший немалую роль в развитии свинга, бип-бопа и хард-бопа, американский трубач и флюгельгорнист Кларк Терри (Clark Terry) родился 14 декабря 1920 года в городе Сент-Льюис, штат Миссури.
Но настоящее рождение великого флюгельгорниста Кларка Терри произошло чуть позже — на рубеже 20-30 годов XX века. В те далекие годы муж его старшей сестры играл на тубе в одном из городских бэндов и изредка позволял мальчугану посещать репетиции оркестра. Больше всего маленькому Кларку нравилось наблюдать за игрой и слушать одного из музыкантов, игравшего на трубе (возможно потому, что каждый раз именно он угощал мальчугана леденцами). Однажды трубач вернулся после перерыва и застал расстроенного и разозленного мальчишку, безрезультатно пытавшегося дуть в его инструмент. "Эй, сынок, ты обязательно станешь трубачом", — пошутил музыкант. "И я оказался настолько глуп, — признается Кларк Терри, — что поверил в это".
Тонкое чувство юмора — отличительная черта этого музыканта. Проявляется оно не только в общении, но и в музыке — Кларка Терри называют обладателем самого счастливого саунда в джазе. Музыка, которую он играет, насыщенная, свингующая и... забавная. Великолепный и мгновенно узнаваемый солист, Кларк Терри приобрел известность своими вокальными «бормотаниями», которые сатирически имитировали манеру ранних блюзовых исполнителей.
Профессиональная карьера Кларка Терри началась во время учебы в «Vashon High School» в одном из баров Сент-Льюиса, где он аккомпанировал пианисту на своей первой трубе за $12,50. Играть он учился, слушая более опытных музыкантов и наблюдая за их исполнительской манерой. К счастью, в те годы в его родном городе было более чем достаточно хороших трубачей. Однако они вовсе не горели желанием делиться премудростями игры и собственными секретами с молодыми музыкантами, опасаясь, что те займут их место на сцене. Некоторые вопросы задавать разрешалось, но многие — нет. «Даже Луи Армстронг в те дни, — вспоминает Кларк Терри, — прятал свои пальцы под носовым платком, чтобы хитрюги не украли его приемы».
Во время Второй мировой войны Терри был призван (1942) на службу в Военно-морской флот, во время которой играл в «Navy All Star Jazz Band» в Чикаго. После войны в 1947-48 годах он выступал с биг-бэндом Чарли Барнетта, где приобрел известность и твердую репутацию классного музыканта. После непродолжительного сотрудничества с биг-бэндами Чарли Вентуры и Эдди Винсона Кларк Терри до 1951 года играл в «Count Basie Orchestra», после чего его «призвал в ряды» сам Дюк Эллингтон, в оркестре которого он был солистом до конца 50-х.
Затем в жизни Кларка Терри произошли серьезные изменения: он ушел от Эллингтона. Это был серьезный шаг для него, возможно даже рискованный. И тем не менее, уйдя из оркестра, он сумел получить международное признание. Это было связано не только с его музыкальной деятельностью, но и с тем, что он был первым афроамериканцем, который стал участником регулярного радиошоу «The Tonight Show». Терри часто появлялся в эфире и стал очень узнаваемым, и именно здесь он начал петь в своеобразной скэтчевой манере, которую называли мамблингом. И этот его уникальный мамблинг, это пение, которым он так хорошо овладел, привело к тому, что он даже выпустил вокальный хит с названием «Mumbles».
Терри Кларк был лидером джаза на протяжении всех 60- х. В те годы он оказал влияние на целые поколения играющих на трубе музыкантов, а наибольшее — на Майлса Дэвиса и Куинси Джонса. «Он стал моим кумиром в игре на инструменте, о котором я узнал много нового, слушая его игру на трубе», — говорит Майлс Дэвис. Чарли Барнетт, высказываясь о Терри, еще более категоричен: "Самый великий музыкант в мире, играющий на трубе".
В 1970-76 годах Кларк Терри сам руководил биг-6эндом, который записывался на лэйбле «Vanguard». В конце 70-х он продолжал записываться сольно с небольшой группой музыкантов. В 1979 году трубач стал записываться на лейбле «Pablo» как в блестящем дуэте с Оскаром Питерсоном, так и под своим собственным именем.
На протяжении 80-90 годов Кларк Терри принимал участие в записи множества ставших впоследствии nопулярнейшими джазовых альбомов, несколько из которых вышли на лейбле «Chesky». В 1991 году Кларк Терри получил почетную должность «National Endowment» в «Arts Jazz all of Fame».
Кларк Терри с большой самоотдачей занимается и преподавательской деятельностью. Он уверен, что обязан "вернуть новым поколениям" то, что было в избытке даровано ему самому за последние полстолетия. Лайонел Хэмптон, Билли Тэйлор, а сегодня и Уинтон Марсалис высказывали и высказывают ему признательность как наставнику. Работая со студентами, Терри окунается в свою стихию. На мастер-классах он буквально уговаривает, упрашивает, умоляет принять музыкантов его стремление поделиться с ними своим опытом и любыми средствами пытается подтолкнуть их на открытие новых для себя территорий в музыке. «Получите звуки А, Е, I, О, U, — требует он. — Мыслите в понятиях разных уровней, разной высоты, разной глубины... Изобразите жужжание, дудение, дребезг...»
21 февраля 2015 года в Сент-Луисе, Миссури легендарный музыкант скончался от осложнений диабета. Сразу две эры в джазе – свинг и боп – стали этапами его большого и славного пути.
Ландыш Рифовна
Источник – http://jazzquad.ru/
#ClarkTerry #JazzTrumpet #JazzCalendar #14DecemberJazz #ЛандышАхметгараева